Сегодня: 11.12.2018 г.
Доллар США 66,2416
Евро 75,7075

Инфраструктура

Личный кабинет

Соборная мечеть Акъяр Джами

Соборная мечеть Акъяр Джами мини
  Адрес: г. Севастополь, ул. Кулакова, 31 
Как добраться: от ж/д вокзала и Центрального автовокзала
Троллейбус 1. Маршрутные такси: 4, 109, 110, 112. До остановки "улица Очаковцев".
От Графской пристани, площади Нахимова
Троллейбусы: 1, 3, 5, 7, 9, 12, 13. Автобусы: 5, 12, 29, 32, 109, 117. Маршрутные такси: 4, 12, 71, 94, 109, 110, 112, 120. До остановки "кинотеатр Победа".
Соборная мечеть Акъяр Джами  Соборная мечеть Акъяр Джами уникальна, как минимум, по двум причинам: единственная мечеть Севастополя и единственная в Крыму, построенная в египетско-мамлюкском стиле (все остальные — в османском). Ее   40-метровый минарет виден издалека, если оказываешься в районе севастопольского Центрального рынка, а само здание находится среди плотной городской застройки на старинной улице Кулакова (раньше она называлась Азовская).
  Севастополь с момента основания в 1738 году является городом многонациональным. В нем вместе с христианами, греко-католиками, караимами, евреями и другими национальными общинами проживает немало мусульман.
Севастополь в 19 веке
До Крымской войны в Севастополе была одна действующая мечеть.
После окончания войны мечеть восстанавливать не стали, по мнению губернатора, из-за «незначительности населения города». На 1 января 1866 г. население Севастополя состояло из 10 тысяч 074 человек, из них 136 мусульман.
В 1900 году в Севастопольском градоначальстве проживало 63 тысячи 117 человек, из них 957 мусульман.
В самом начале XX века активизировалось городское строительство. Особенно поощрялось властями возведение культовых сооружений. Открывались новые православные храмы, лютеранская кирха, строилась караимская кенаса.
Общий вид Севастополя
  Представители мусульманского общества дважды в 1901 и 1905 гг. ходатайствовали перед городской управой о выделении участка земли для строительства мечети. В 1907 году городскими властями было принято решение о выделении земельного участка для строительства мечети. Первоначально строительство мечети планировалось на центральном холме, но фактически закладка мечети состоялась только в июне 1909 года по другому адресу: улица Азовская, 43 (ныне Кулакова 31).
  Проект ее разрабатывал городской архитектор Александр Михайлович Вейзен, который стал автором некоторых жилых и общественных зданий в городе, таких как Караимская кенаса, первой в России биологической станции (ныне институт биологии южных морей). Он был членом высочайше утвержденной комиссии по восстановлению памятников обороны Севастополя 1854-1855 годов. Проекту архитектор придал черты египетского стиля, для которого характерны стройные пропорции, богатство и пышность декоративных украшений. Фасады исполнены в виде выдержек из Корана – с резьбой по камню.
  Возведенная на средства семьи Романовых в память о посещении в 1886 году Севастополя императором Александром III, эта мечеть выделялась в ансамбле города, как оригинальный памятник архитектуры.
Император Александр III
  Торжественная закладка Акъяр Джами состоялась 28 июня 1909 года в присутствии всего местного начальства от генерал-губернатора, до полицмейстера и членов городской управы. Приехал турецкий консул, бахчисарайский городской голова, представители духовенства. Были и офицеры-мусульмане севастопольского гарнизона, ведь мечеть имела двойной статус: была гражданской и военной.
  Мечеть сооружалась подрядным способом, подрядчиком Н.А. Абрамовым, при участии строительного комитета во главе с Сеит-Али Сенаджиевым.
  Согласно архивным справкам, мечеть в Севастополе строилась под руководством имама мусульманской общины Ак-Яра – Юсуфа Рахимова. Надпись над порталом мечети, как утверждает исследователь В. Гуркович, гласит о том, что мечеть строилась с 1909 по 1912 г.г. (видимо написанная заранее) в память императора Александра III посетившем Севастополь. Однако фактически, по объективным причинам, из-за сложной экономической и политической обстановки в стране (выборы в Государственную думу, война на Балканах) и как следствие – нехватки средств — строительство мечети затянулось еще на два года и была готова лишь к 1914 году. Хотя иногда в недостроенной мечети по большим праздникам проходили богослужения (например, на 100-летие войны 1812 г.)
  Торжественное открытие и освящение мечети состоялось 20 апреля 1914 года.
мечеть Акъяр Джами
  Мечеть была убрана флагами, коврами и гирляндами цветов. На открытии присутствовали: генерал-губернатор, главный командир севастопольского порта и начальника гарнизона г. Севастополя вице-адмирал Н. С. Маньковский, градоначальник города С. И. Бурлей, комендант севастопольской крепости генерал-майор Коркашвили, полицмейстер Бочаров, городской голова Н. Ф. Ергопуло, бахчисарайский голова г. Крымтаев, турецкий консул Ахмед-Джамиль-бей, архитектор градоначальства Г. П. Долин, члены управы, гласные городской думы, представители мусульманского духовенства, офицеры мусульмане севастопольского гарнизона и другие.
  Первый намаз в севастопольской мечети в 1914 году провел великий крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский, известный во всем тюрко-мусульманском мире.
Мечеть Акъяр Джами в Севастополе
  Мечеть имела двойной статус: была гражданской и военной одновременно.
  Муллой гражданского населения стал Рахимов Юсуф Исмаилович, анухом (военным священником) Черноморского флота – Мухамед-Захир Замалетдинов.
  Рахимов стал преподавателем, а затем директором Севастопольской татарской народной школы – мектеб, где наряду с крымскими татарами обучались дети переселенцев казанских татар. Рахимов начал нововведения в школе. В учебный процесс добавлялись такие дисциплины, как математика, физика, химия, география, история. До этого функции мусульманской школы сводились к заучиванию религиозных толкований. Сам Юсуф Исмаилович преподавал историю и географию. Нововведения встретили сопротивление не только властей города, но и консервативных религиозных конфессий, т.к. усматривали в них покушение на их монополию в сфере просвещения.
  В 1913 г. в школе обучалось тридцать девять учеников.
  Паломники, отправлявшиеся в хадж в Саудовскую Аравию, выезжали из России через Севастополь и непременно совершали намаз в Севастопольской мечети перед отъездом. Эмир Бухарский, совершавший Хадж в святые места в 1912-1915 гг., также посещал мечеть, гостил у настоятеля, имама мусульманской общины Юсуфа Рахимова.
Эмир Бухарский
  После установления советской власти в Севастополе в 1920 году и проведения в жизнь Декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» меняется отношение к верующим.   Постепенно органами власти проводится политика, направленная на искоренение религии.
  В соответствии с декретом ВЦИК РСФСР от 23 февраля 1922 года «Об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих» комиссия оперативно приступила к их выявлению. В первую очередь изымались золотые и серебряные вещи, а также драгоценные камни. В связи с этим была составлена опись имущества мусульманской мечети, в которой значились: 3 электрические люстры,22 лампы, 4 медных подсвечника, 1 ковровая дорожка, 65 ковриков для намаза, 9 кусков зеленого цвета. Поскольку в мечети никогда не было изделий из золота и серебра, и об этом имелась пометка в ведомостях движения ценностей богослужебного имущества, изъяты были круглая каучуковая печать и квадратный каучуковый штамп.
  Начался учет культовых зданий и церковной собственности. В соответствии с циркуляром ЦАУ КСССР от 1924 г. № 139, культовые здания подлежали страхованию в Госстрахе и передавались группам верующих во временное пользование по договору.
  В 1936 гг. в Севастополе уровень посещаемости мечети по сравнению с дореволюционным снизился на 60 %, и, тем не менее, численность верующих оставалась значительной.
Соборная мечеть Акъяр Джами в Севастополе
  К концу 1930 года, в связи с проводимой кампанией по раскулачиванию крестьянства, все мечети в пригородных деревнях были закрыты. По праздникам и пятницам мусульмане из сел вынуждены были приезжать на богослужение в город. Число молящихся в праздничные дни составляло от 600 до 1000 человек. По этой причине соборную мечеть в городе не закрыли, хотя неоднократные попытки со стороны властей предпринимались, и храм продержался еще до 1938 года.
  После закрытия мечети в здании размещался кинотеатр, а впоследствии — архив Черноморского флота.
  В годы Великой Отечественной войны мечеть значительно пострадала. Авиабомбой были разрушены купол и крыша здания, выгорели внутренние деревянные конструкции, не пострадал только минарет, но он был снесен в 1948 году при реконструкции и восстановлении здания.
  С июля 1992 года по пятницам мусульманская община Севастополя, по согласованию с командованием Черноморского флота, стала проводить службы на втором этаже здания архива. В 1994 году помещение было освобождено от архива и передано верующим. В 1995 году проведена реставрация и восстановление мечети, а в 2000 году турецкими каменотесами заново построен минарет.
Соборная мечеть Акъяр Джами орнамент
  После реставрации и строительства минарета «Акъяр Джами» стала лучшей мечетью в Крыму. Вскоре после этого в Севастополе было открыто мусульманское кладбище, а с 2003 года при мечети начало работать медресе.
  Севастополь основан на месте крымскотатарского поселения Акъяр. После Крымской войны между Россией и Турцией в 1783 году императрицей Екатериной II был издан указ «Устроить крепость Севастополь». Чтобы сохранить память о первоначальном названии города, назвали мечеть Акъяр. Слово «джами» означает «красивый».
Соборная мечеть Акъяр Джами с улицы